Концепция Арнольда Тойнби Юлия Чернявская: — Я считаю происходящее Вызовом, на который надо дать Ответ. Вкратце концепция «Вызова—Ответа» А. Дж.Тойнби, которая адаптируема и к сегодняшней ситуации, такова: среда (природная или культурная) бросает Вызов. Цивилизация (общество, группы, люди) должна дать на него Ответ. Если общество не может ответить — оно погибает. Если задыхается под тяжестью вызова — оно может где-то тлеть на руинах, уже не чувствуя себя обществом, пребывая в апатии… Если ответ дан, то цивилизация делает огромный шаг в своем развитии. И культура, и общество таким образом не только спасаются, но и упрочивают свои позиции в мире. А главное, в разы возрастает чувство собственного достоинства. Не фальшивая парадная важность, не надувание щек, а спокойная гордость за свое общество, за свою нацию, за свое личное поведение. В сокращённом виде концепцию можно описать так: Бог (Природа) бросает людям вызов. Своим ответом на вызов цивилизация / общество решает ставшую перед ним задачу и переводит себя в более совершенное состояние. Чем сильнее вызов - тем оригинальнее и созидательнее ответ. Невозможность адекватной реакции на вызов означает деградацию общества. Отсутствие вызова означает отсутствие стимула к росту и развитию… Закон вызова и ответа (англ. Challenge and response) по мнению британского историка и философа Арнольда Тойнби определяет развитие цивилизации. Историческая ситуация или природные факторы ставят перед обществом проблему («вызов»). Дальнейшее развитие общества определяется выбором варианта решения («ответом»). Любое общественное образование постоянно сталкивается с «вызовом»: возникает ситуация, когда внешние обстоятельства начинают угрожать существованию культуры. «Вызов» - это своеобразное вопрошание Божественного Провидения к человеку. «Вызов» каждый раз приобретет различную форму. Это могут быть как неблагоприятные природные условия так и враждебность других народов. «Вызовы» со стороны среды обитания необходимы: они стимулируют творческое развитие, будят жизненную активность. Общества, долгое время находящиеся в благоприятных условиях пребывают в прозябании, прогресс в них затормаживается. Тойнби делает вывод, что благоприятные условия не способствуют зарождению и развитию цивилизации, так как дают слабый стимул. «Чем сильнее вызов, тем сильнее стимул». На «Вызов» должен последовать ответ. По сути дела вся история человечества - это беспрерывная череда «Вызовов» и «Ответов». «Ответ» - это реакция на конкретный исторический запрос. Он должен быть адекватен ситуации и положительно разрешать проблемы, которые время ставит перед культурой. Если «Вызов» не получает «Ответа» или он неадекватен ситуации, то «Вызов» повторяется вновь и вновь. Неспособность той или иной цивилизации найти «Ответ» и предложить положительное решение в силу утраты творческих энергии порождает общественные деформации и аномалии, которые копятся и приводят в конце концов к «надлому», а затем к упадку и исчезновению. Для Тойнби важно было показать, что выбор вариантов ответов является свободным, что у истории нет предопределённости. С другой стороны, Тойнби превозносит мировые религии, утверждает, что история — это божественная творческая сила в движении.